Галерея

В Керчи состоялся кресный ход в честь 400-летия дома Романовых

getImage (15) 

В этом году 3 и 6 марта (21 февраля по старому стилю) отмечается 400-летие окончания русской смуты на рубеже XVI и XVII веков, принесшей отечеству неисчислимые беды и завершившейся освобождением Москвы от вражеской оккупации, а затем, по решению Земского Собора, — воцарением Михаила Феодоровича Романова, первого Царя новой династии, пришедшей на смену Рюриковичей.

0_841ab_21b1e663_origВ воскресенье 3 марта по инициативе Керченского союза монархистов и по благословению митрополита Керченского и Феодосийского Платона состоялся общегородской крестный ход в честь 400-летия Дома Романовых. В нём участвовало 12 городских священнослужителей в предстоятельстве митрополита и сотни верующих. Начался ход в 13 часов после архиерейской службы в Николаевском приделе церкви Иоанна Пред­течи и проследовал по центральным улицам города, останавливаясь для пения кратких молитвословий на памятных местах, связанных с Домом Романовых или с христианскими святынями, которые митрополит Платон окроплял святой водой. Погода благоприятствовала: через кучные облака часто выглядывало солнце, ветра не было и было необыкновенно тепло для начала марта. При этом накануне ночью шёл продолжительный дождь со снегом, угрожавший возможности проведения крестного хода.

Пройдя по центральной площади города под звон соборных колоколов, молящиеся подошли к памятному знаку в честь посещения Керчи Петром І (монархом из династии Романовых, первым побывавшем в городе) и месту утраченной Благовещенско-Николаевской церкви при бывшей муж­ской гимназии, носившей имя Александра II. Здесь митрополит с сонмом священнослужителей совершил поминальную литию по почившим правителям из династии Романовых, также были пропеты молитвословия Пресвятой Богородице и Николаю Чудотворцу.

Затем крестный ход направился к поклонному кресту в память исхода Русской армии в 1920 году, где был пропет тропарь Животворящему Кресту и вознесены Господу молитвы об упокоении белых воинов и всех, живот свой за Веру, Царя и Отечество положивших.

У расположенного рядом памятника выдающемуся российскому адмиралу Федору Ушакову, командовавшему флотом во множестве славных морских сражениях, в том числе близ Керчи, владыка со священниками и молящимися пропели тропарь и величание святому праведному воину.

Отсюда с хоругвями, иконами и крестами православные двинулись по улице, именовавшейся ранее в честь Николая І, к зданию, в котором в царское время располагался Мариинский детский приют с домовой Бого­родичной церковью, а в его ограде существовала часовня, сооружённая в память преждевременной кончины Александра ІІІ Миротворца и носившая имя его небесного покровителя Александра Невского. Здесь были пропеты тропари иконе «Всех скорбящих Радость» и благоверному князю Александру.

После этого крестный ход прошёл по улице имени хирурга Н. И. Пирогова к месту уничтожен­ного Свято-Троицкого собора, бывшего главного храма Керчи, на строительство которого выделил лич­ные средства и Николай І. Здесь были возглашены молитвословия Пресвятой Троице, а также крещённому в соборе святителю и исповеднику Луке (Войно-Ясенецкому).

Подойдя к звоннице Андрея Перво­званного, священнослужители совершили краткое молебствие апостолу, проповедавшему христову веру в столице Боспорского царства Пантикапее, а затем просветившему и другие города Таврической земли. После чтения стихов Евангелия о первом ученике Христа, от лица владыки Платона были возложены цветы к памятнику. Впервые со времени освящения этого креста в 2003 году здесь собралось духовенство и верующие для вознесения молитв.

Следует сказать, что везде, где останавливался крестный ход, стоял почётный караул детей в казачьей военной форме, а памятные знаки и монументы заранее были украшены лентами цветов национального и династического флагов, корзинами с белыми гвоздиками. Также при содействии городского управления по улицам Пирогова, Свердлова и на Адмиралтейском проезде были размещены 6 рекламных плакатов (ситилайтов), посвящённых отмечаемому событию и сообщающих сведения об упразднённых городских названиях, связанных с Домом Романовых.

От звонницы верующие начали обратный путь по улице Пирогова, и, остановившись напротив церкви великомуче­ницы Ирины Цареградской, сонм священником пропел величание этой святой. Подобное молитвословие родителям святого пророка Иоанна Предтечи было провозглашено напротив упразднённой в советское время домовой Захарие-Елизаветинской церкви, располагавшейся в здании бывшего Кушниковского института благородных девиц (ныне школа имени В. Дубинина). До революции это учебное заведение относилось к Ведомству учреждений Императрицы Марии и не раз посещалось членами императорской фамилии.

Пройдя далее по улице, участники хода помолились святому отроку Алексию у бывшей торговой школы имени Наследника Цесаревича Алексея (ныне школа № 9), прославленного в лике новомученников и исповедников российских.

Духовенство и миряне вернулись в центральный городской собор и были встречены звоном его колоколов. Трудно вспомнить, когда ещё на общегородские мероприятия и крестные ходы собиралось так много священнослужителей и царило такое единодушие. Безусловно, способствовало этому учреждение Керченско-Феодосийской кафедры и назначение на неё митрополита Платона, который с первых же дней принялся за укрепление единства православных приходов города. И прошедший крестный ход стал тому свидетельством. Сам митрополит, несмотря на преклонный возраст, подавал всей пастве и духовенству достойный пример ревностного служения Богу. Утром владыка служил Литургию в Иоанно-Предтеченском соборе, а затем возглавил крестный ход, пройдя весь его путь, протяжённостью 4 километра, и поддерживая единодушное пение молитв. Звучные голоса архиерея и служащего при нём протодьякона Николая увлекали за собой остальных молящихся.

По требованию сотрудников милиции большому крестному ходу приходилось двигаться преимущественно по узким тротуарам, при этом активное движение транспорта создавало нежелательную шумную обстановку. Второй непредвиденной во время организации мероприятия трудностью стали ремонтные работы, затруднившие шествие по центральной улице.

В храме при благолепном пении клироса, архипастыря, духовенства и верующих был отсужен молебен с акафистом святым царственным страстотерп­цам Николаю, Александре, Ольге, Татиане, Марии, Анастасии и Алексию — семье последнего православного русского монарха, убитой большевиками в 1918 году. По завершению богослужения владыка сказал краткую прочувствованную речь о значении отмечаемого в этот день исторического события:

«Вся бывшая Российская Империя обильна полита кровью мучеников: и дальние Соловецкие острова, и самые отдалённые лагеря, забытые Богом в снежных пустынях. Там, где проливается мученическая христианская кровь, утверждается Церковь, укрепляется народ и умножается вера. Так было во времена римских гонений, когда на крови сотен тысяч мучеников процвела Церковь Вселенская, так будет, верим, и теперь. По молитвам предстателей земли русской возродится наша страна, найдём мы убежище в благочестии и Православии. Мы знаем, кто построил великую православную империю — христианский люд, умиравший за Веру, Царя и Отечество. Они знали, на что шли, и стояли насмерть…

Мы ублажаем великих мучеников, мы ублажаем тот великий день, когда тяжёлая смута завершилась Земским Собором всея России в 1613 году. Все сословия и представители народные — от Патриарха до мирянина, от иноков до архиереев — собрались и судили, как жить дальше Руси великой, и согласились призвать на Царство 17-летнего юношу Михаила. Не потому что он был мудрейший из людей, не потому что он прославил себя подвигами или опытом, а потому что был сыном героя войны митрополита Филарета (Романова), который пребывал в польском плену и был там искалечен за исповедание православной веры. В последующее время и сам отец Царя был освобождён из плена и с почестью возведён на Патриарший Престол. Так отрясла с себя всю нечисть и всех поработителей Святая Русь, установилась новая династия.

Я сердечно благодарю всех за молитвенные труды, в первую очередь, вас, отцы, и вас, братия и сестры. Помните, что молитва невинных страдальцев — порука нашего возрождения. Так было всегда, так есть теперь и, верим, будет впредь. Призывайте их помощь в своих домашних молитвах, надейтесь, и они вас не оставят. Всем — Божье благословение».

С этими словами архиерей перекрестил присутствующих во имя Отца, Сына и Святого Духа. А затем, когда священники вошли в алтарь, Его Высокопреосвященство ещё долгое время подавал лично каждому подходившему своё архипастырское благословение.

В 9 часов утра 6 марта в Иоанно-Предтеченском соборе состоится с участием правящего архиерея молебен святым царственным страстотерпцам в память 400-летия Дома Романовых (по церковному календарю).

За более чем 300-летнее правление Дома Романовых в России страна стала одной из ведущих мировых держав, заняла шестую часть суши, была главной хранительницей православной веры в мире. В 1774 году к Империи была присоединена и Керчь. Тогда о величественном древнем эллинском Пантикапее уже ничего не напоминало — здесь находилась лишь крошечная крепость с небольшим турецким гарнизоном. Со входом в состав Российской Империи, фактически, был заложен новый христианский город, который с той поры стал бурно развиваться и расти. Поэтому стоит вспомнить, что дореволюционное прошлое Керчи тесно связано с Домом Романовых — это нашло широкое отражение в городских названиях:

  • В память Императора Павла I был назван мыс Святого Павла или Павловский (это название сохраняется доныне).
  • В честь Николая І — Николаевская улица (ныне Карла Маркса) и Царская пристань — Царь посещал город дважды (один раз будучи ещё Великим Князем), утвердил градостроительный план и уделял пристальное внимание развитию Керчи.
  • Александр ІІ трижды был в Керчи как Император и один раз — как Великий Князь: в память этих посещений, а также немалых его благодеяний в отношении разорённой во время Севастопольской кампании Керчи в городе появились Александровская набережная (ныне улица Набережная), церковь Александра Невского (сначала в здании бывшего музея на склоне Митридата, а затем у подножия горы — сохраняется доныне), храм Покрова Богородицы при православном братстве (построенный в память избавления Царя от смерти при покушении террористов 4 апреля 1866 года — утрачен), Александровская мужская гимназия и городской ночлежный дом.
  • Великие Князья Константин Николаевич и Михаил Николаевич (сыновья Николая I) также посещали город неоднократно — это отразилась в названиях Константиновской улицы, переулка (ныне улица и переулок 23 мая 1919 года) и площади (ныне район морвокзала) и Михайловской улицы (ныне Циолковского).
  • Имя Александра ІІІ также нашло отражение в городских названиях: при именованном в честь супруги Царя Марии Феодоровны Мариинском детском приюте для девочек-сирот (ныне здание по улице Козлова, 6) была возведена часовня Александра Невского в память покойного уже Императора (разрушена в советское время), также в городе появилась Еникальская спасательная станция и катерлезская, аджимушкайская, капканская, баксинская и булганакская народные школы, носившие имя Царя-Миротворца до прихода советской власти.
  • Имя последнего русского Императора Николая ІІ было увековечено строительством северного придела Николая Чудотворца и великомученицы Екатерины в храме Иоанна Предтечи в память избавления от смерти тогда ещё Цесаревича при покушении на его жизнь в Японии (придел этот и ныне называется Николаевским).
  • Имя сына Николая ІІ Цесаревича Алексея носила открытая в 1904 году торговая школа, названная так в честь рождения Наследника Престола (ныне школа № 9).
  • Наконец, в 1913 году городская женская гимназия была названа Романовской в память 300-летия Царствующего Дома (ныне гимназия имени В. Г. Короленко).

Кроме того, очень часто в память коронации или упокоения монархов, посещения ими Керчи или других значимых событий, связанных с Царствующим Домом, городские власти, различные общества и просто граждане жертвовали средства на богоугодные дела: устанавливали в храмах киоты, открывали стипендии, устраивали благотворительные мероприятия и так далее.

Ходаковские К.Н. и В.Н.

Фото

Комментарии закрыты.